Как склеивать древесину

В этой статье мы опишем как  склеивать древесину, какие материалы и инструменты нужны для этого.

Для склеивания (сращивания) отдельных сравнительно небольших деревянных деталей, сборки изделий и деревянных узлов различных приспособлений, а также при изготовлении некоторых видов обрабатывающего и отделочного инструмента применяют склеивание.
Профили деревянных деталей, подлежащих сращиванию, рассчитывают при их проектировании. При этом стараются построить такие соединения, в которых швы между деталями будут скрыты переходами от одной поверхности к другой. На основе проекта всего изделия определяют ориентацию входящих в него деталей и их сборку осуществляют так, чтобы места стыков были невидимыми.

Большое значение имеет тщательная подготовка склеиваемых элементов, исключающая щели или недопустимо широкие зазоры. Для увеличения прочности склеивания поверхности стыкуемых элементов делают шероховатыми, обрабатывая их крупнозернистыми шкурками. Склеиваемые поверхности должны быть совершенно чистыми и не иметь жирных пятен.

1. Водорастворимые клеи Основные рекомендации по их применению
Столярный клей (костный или мездровый) поступает в продажу в виде плиток и гранул. Измельченный или гранулированный клей замачивают в холодной кипяченой воде в течение 10-12 ч. Клей варят в клеянке (водяной бане), состоящей из большой и малой металлических банок, входящих одна в другую. Донья банок не соприкасаются и содержащая клей внутренняя банка нагревается горячей водой, налитой в большую банку. Температура клеевой массы не должна превышать 60-70 С. Закипевший клей имеет пониженную клеевую способность. Применение водяной бани предохраняет клей от пригорания, а также сохраняет рабочую температуру клея в течение определенного времени. Столярный клей приготавливают в следующей пропорции: на 4 части плиточного клея берут 3-4 части воды.

Казеиновый клей (продукт переработки творога) поступает в продажу в виде порошка с добавлением буры. Порошок замешивают на воде. Клей приготавливают за 1 ч до применения и наносят на склеиваемые поверхности тонкой деревянной лопаткой. Добавлением анилинового красителя в жидкий клей его цвет приближают к тону изделия.

Столярный и казеиновый клеи являются водными растворами и имеют многие сходные показатели взаимодействия с древесиной, которые определяют общие правила их применения:

    Рекомендуется употреблять наименьшее количество клея при плотном соединении деталей.
    Детали из твердых и плотных пород древесины склеивают жидким клеем, средние по твердости и рыхлые породы склеивают густым клеем.
    Торцы деталей клеят густым клеем или предварительно промазывают жидким клеем и просушивают его.
    Клеевая масса должна быть совершенно однородной, без комков и инородных включений.
    Наибольшую прочность дает свежий клей, поэтому варить и заготавливать следует лишь необходимое его количество.
    При стыковке плотно подогнанных точеных деталей массу клея наносят в гнездо. Вставной элемент промазывают минимальным слоем клея.
    Склеивание следует начинать лишь после подготовки соответствующих зажимных приспособлений.

2. Отделочные покрытия

Отделка деталей и декоративных изделий в целом делится на несколько видов:

    Прозрачная отделка с сохранением текстуры древесины: вощение — покрытие воском, лакирование масляными, спиртовыми и нитроцеллюлозными лаками, полирование. Все виды прозрачных покрытий применяют как по естественной, так и по тонированной поверхности древесины.
    Непрозрачная отделка, скрывающая текстуру древесины: покрытие масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочение и бронзирование.
    Фанерование поверхности изделия.
    Опаливание поверхности изделия. В зависимости от характера декоративного изделия применяют тот или иной вид отделки, а в некоторых случаях пользуются их сочетанием. Отделочное покрытие зависит от качества древесины, и его вид определяют при проектировании изделия. Перед отделкой деталь или изделие шлифуют механическим или ручным способами.

Тонирование (крашение) древесины применяется для того, чтобы усилить ее текстуру и естественную окраску, придать древесине нужный цвет, имитировать ценную породу, сблизить или разделить по цвету отдельные части изделия. Для крашения древесины применяют готовую спиртовую морилку. Однако более широкое цветовое разнообразие дает применение анилиновых красителей, предназначенных для крашения тканей. Варьируя их сочетания и концентрацию, можно получить любой цвет древесины. Подбирают нужный тон на пробном куске древесины. Оценивают цвет после нанесения запланированного покрытия (вощение, лакирование).

Краситель наносят мягкой кистью, губкой или с помощью распылителя вдоль волокон древесины. После смачивания всей поверхности ее протирают сухой губкой или тряпкой для удаления лишней влаги. Перед тонированием пород, быстро впитывающих влагу, рекомендуется увлажнять поверхность изделия. Детали небольших размеров тонируют погружением в ванну с красителем.

Вощение — натирание поверхности изделия воском или восковыми мастиками — наиболее универсальный вид прозрачной отделки. Вощение производится механическим или ручным способами.

Для вощения применяют чистый воск или мастику, сплавленную из следующих компонентов: 8 частей пчелиного воска, 1 часть измельченной канифоли, 4 части скипидара. Остывшую мастику наносят на жесткую волосяную щетку и натирают ею резную поверхность. Для натирки ровных поверхностей пользуются суконкой или войлоком. Вощение точеных деталей можно производить непосредственно на станке. От соприкосновения с войлоком поверхность вращающейся детали разогревается и растопленный восковой состав растекается, пропитывая древесину. Затем, не останавливая вращения, деталь полируют сухой суконкой или фетром. Вощение и полировку небольших изделий и резных деталей производят вращающимися щетками или дисками, набранными из слоев суконного лоскута. Во время механической полировки окраска древесины частично стирается, выпуклые места светлеют, придавая резьбе естественный вид.

Восковая отделка отличается нежным глянцем и является покрытием, наиболее полно сохраняющим природную текстуру материала и чистоту резьбы.

Лакирование точеных и резных деталей производят поэтапно. На подготовленную поверхность изделия наносят тонкий слой лака. После просушки изделие слегка шлифуют мелкозернистой шкуркой и удаляют поднятый лаком ворс. Очистив от пыли, поверхность снова покрывают менее густым лаком и после просушки шлифуют пемзовым порошком. Третье покрытие осуществляют очень жидким лаком, нанесенным тонким слоем.

Нитролаки наносят на изделие методом распыления и в сильно разведенном виде. Мелкие изделия или детали покрывают нитролаком погружением и просушивают в подвешенном состоянии.

Применение лаковых покрытий должно быть весьма сдержанным, так как многочисленные блики доведенной до блеска поверхности разрушают восприятие изделия и его резных элементов. Кроме того, лаковые затеки в тонких элементах резьбы могут огрубить работу. Таким образом, применение лаков на любой основе сводится к образованию тонкой пленки, облагораживающей поверхность детали, сохраняя ее текстуру, естественный или тонированный цвет.

Непрозрачные покрытия декоративных изделий производятся укрывистыми красками, плотным слоем закрывающими поверхность детали и делающими невидимыми нижележащие слои древесины. Для изделий с непрозрачным покрытием применяют дешевую древесину. Перед покраской деталь грунтуют и тщательно шлифуют. Для заделки трещин и мелких изъянов пользуются шпаклевкой с последующим шлифованием. Масляные краски и эмали наносят на изделие мягкой кистью. Покрытие нитрокрасками осуществляют распылением. Поскольку слои древесины по-разному воспринимают краску, поверхность детали после первого покрытия бывает неоднородной. В таких случаях первый слои краски после просушки подшлифовывают влажной водостойкой шкуркой и покрывают изделие вторым слоем краски.

Бронзирование — разновидность непрозрачного покрытия. Применяется главным образом при изготовлении багета. Наилучший эффект дает в сочетании с темными тонами древесины. Поверхность под бронзирование грунтуют и тщательно шлифуют. Бронзирование производят двумя способами: на отлип и на тинктуре. Первый способ состоит в том, что поверхность покрывают масляной краской под цвет порошка и, когда подсыхающая краска достигнет состояния отлипа, на нее с помощью мягкой кисти напыляют бронзовый порошок. Излишки порошка, нанесенного на отлип, после полного высыхания краски смахивают мягкой кистью. Иногда в качестве подложки применяют темно-красную краску, которая просвечивает сквозь порошковый слой и делает бронзовое покрытие теплее и ярче.

При втором способе слой краски высушивают и наносят на него бронзовую краску — смесь бронзового порошка и лака.

Некоторые детали подвергают выборочному прозрачному лакированию, получая красивое сочетание матовой и блестящей бронзовых поверхностей.

Опаливание древесины применяют для придания изделию особого колорита. Этот метод наиболее пригоден для отделки деталей различных моделей и предметов домашнего обихода и очень красив в сочетании с медными или латунными элементами.

Сплошное или частичное опаливание детали осуществляют погружением ее в горячий песок. Нагревая песок и регулируя время выдерживания в нем детали, получают разнообразные оттенки поверхности — от светло-желтого до темно-коричневого.

Частичное опаливание изделия производят трением. К вращающейся детали подносят в соответствующем месте сложенный в несколько раз листок твердой бумаги. Под действием трения бумага разогревается, начинает тлеть и подпаливает деревянную поверхность.

Обожженные детали оставляют без покрытия или облагораживают легким вощением.

Оставить комментарий